Семинар "Методологические проблемы современной науки: эпистемология научных объяснений"

14 марта 2024 года состоится 22-е заседание научного семинара "Методологические проблемы современной науки: эпистемология научных объяснений" имени заслуженного профессора Московского университета Кузнецова Валерия Григорьевича.

Время: 16.00

Место проведения: ауд. Г-351 (кафедра философии и методологии науки)

Формат: гибридный

С докладом на тему: «Ошибки и «объяснения» Стивена Вайнберга» выступит:

 

ВОЛОШИН Михаил Юрьевич – преподаватель кафедры Философии и методологии науки философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Продолжительность доклада - 30 минут.

Аннотация автора к докладу.

Стивен Вайнберг, нобелевский лауреат по физике, в 2015г. опубликовал книгу по истории науки, охватывающую период от начала времен до деятельности Исаака Ньютона. Эту книгу он назвал «Объясняя мир: истоки современной науки» («To Explain the World: The Discovery of Modern Science»). Рецензии на эту книгу максимально полярны. Кто-то негодует, что Вайнберг, будучи современным физиком, подошел к истории науки презентистски: Аристотель, Бэкон, Декарт у него выставлены идиотами, а «умными» оказываются те, кто соответствует современным научным взглядам. Другие, напротив, восхваляют Вайнберга за то, что атмосфере господства антикваристских, социологически ориентированных ученых он уверенно продвигает идею рационального превосходства науки над другими картинами мира.

Вайнберг известен как активный участник «научных войн» со стороны сциентистов и критик философии, в том числе философии науки. Его предыдущая книга, «Мечты об окончательной теории», содержит даже специальную главу «Против философии», содержание которой полностью соответствует названию.

Доклад будет состоять из двух частей. В первой части будут представлены ошибки Вайнберга, которые можно охарактеризовать как «фактологические»: его множественные неточности, неаккуратности и прямо ошибочные свидетельства. Во второй части будет представлена попытка эксплицировать то, что Вайнберг подразумевает под научным «объяснением» (раз уж слово «explaining» входит в название книги) и вписать его позицию в традиционный философско-научный дискурс по этому поводу. Мы предполагаем, что Вайнберг, подобно всем ученым, придерживается некоторой версии философии науки, проявляющейся в его трудах, но так и не выраженной напрямую. Учитывая тот вклад, который внес Вайнберг в формирование современной физической картины мира, нам особенно интересно узнать, каковы предпосылки его мышления по поводу научного знания.

Исследование сосредоточено вокруг нескольких более конкретных вопросов:

  • что, по Вайнбергу, значит «знать»?
  • что мы знаем о науке?
  • что такое «наука»?
  • что такое «объяснение» и какое объяснение является «хорошим»?
  • как развивается научное знание, от фалесовской «воды» до «Стандартной модели» самого Вайнберга?
     

 

Мы приглашаем молодых ученых к участию в этом и последующих заседаниях семинара «Методологические проблемы современной науки: эпистемология научных объяснений». Ждем Ваших предложений с темами по волнующей Вас предметной научной проблематике.

 

Руководители семинара:

Желнова Александра Марковна, к.ф.н., доцент кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Проволович Татьяна Олеговна, к. филос. н., ст. преподаватель кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

Волошин Михаил Юрьевич, преподаватель кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

 

Мероприятие организовано в рамках деятельности Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение культурно-исторического наследия».