Девятова Светлана Владимировна

Ученая степень: 
доктор филос. наук
Ученое звание: 
проф.
Должность: 
Профессор

Интересы: философия религии, история и философия науки

Награды и почетные звания:
удостоена премии им. И.И.Шувалова (1995), победитель международного конкурса лекционных курсов по теме «Религия и наука», проводимого Центром теологии и естественных наук (Беркли, США).

Научные интересы:

  • Современное христианство и наука.
  • История и философия науки.
  • История и философия образования.
  • Особенности современной картины мира.

Основные результаты:
Светлана Владимировна Девятова имеет оригинальные исследования по темам «Современное христианство и наука», «История и философия науки», «История и философия образования», «Особенности современной картины мира». В 1999 г. она стала победителем международного конкурса лекционных курсов по теме «Религия и наука», проводимого Центром теологии и естественных наук (Беркли, США). В 2001 г. она стала победителем конкурса на лучший курс лекций по теме «Религия и наука», проведенного Центром теологии и естественных наук (Беркли, США) среди победителей этого конкурса за время его существования (около 10 лет).

За представленную на конкурс «Богословие, философия и наука: различие путей и единство цели», проводимый Библейско-богословским институтом Святого Апостола Андрея, работу «Методологические проблемы и перспективы диалога богословия и науки» С.В. Девятовой был присужден диплом (2005).

В монографии «Христианство и наука: от конфликтов к конструктивному диалогу» (М.: МНЭПУ, 1999. – 10,7 п.л.) рассматриваются особенности воздействия нашей эпохи на христианскую теологию. В ней анализируются проблемы модернизации отношения современного христианства к науке, к традиционным библейским представлениям о происхождении и развитии мира. В работе уделено значительное внимание новому направлению в христианской философии – теологической методологии религии и науки, в рамках которого теологи проводят сравнительный анализ религии и науки, рассматривают проблемы, связанные с их влиянием друг на друга, оценивают их статус и воздействие на современное общество и на мировоззрение людей, предлагают различные пути их взаимодействия и даже интеграции.

В монографии «Путь к истине» (М.: НП «III тысячелетие», 2002. – 42/21 п.л., в соавторстве) дано целостное представление о науке, особенностях развития естествознания в контексте мировой истории, отражены основные достижения наук о природе, обозначены контуры современной естественнонаучной картины мира. В книге раскрываются характерные черты науки как феномена культуры, выявляются особенности научного познания. Здесь также показана специфика главных этапов развития естествознания, соответствующих им методов, средств познания, картин мира.

В учебном пособии «Концепции естествознания» (М.: МНЭПУ, 2003. – 9,3/4,6 п.л. в соавторстве) рассматриваются основные идеи и события истории естествознания. При этом особенно подчеркивается, что знакомство с великими достижениями естествознания, имеющими огромную ценность, дает представление не только о сложнейшем мире, частью которого мы являемся, но и о грандиозных возможностях человеческого разума, способных постигать самые сокровенные тайны мироздания.

Раздел «Религия, культура, наука» учебного пособия «Культурология» (М.: Народный учитель», 2002. 35,5/ 4 п.л. в соавторстве) посвящен рассмотрению ряда фундаментальных процессов и проблем, связанных с современным этапом развития человечества. Здесь анализируются взгляды христианских теологов на сущность и причины секуляризации западного общества, на различные формы и направления проявления плюрализма в самой христианской религии, на историю и современное состояние взаимоотношения христианства и науки как двух важнейших феноменов современной культуры, на возможность построения единой целостной картины мира и синтезированного – научно-религиозного – мировоззрения. 

В монографии «Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы ХХI века» (СПб.: Алетейя, 2009. – 26/13 п.л., в соавторстве ) рассмотрен ряд важных вопросов, относящихся к раскрытию сущности образования и науки, к взаимоотношениям общества, государства, науки и образования, к проблемам содержания и форм мировоззрения в истории человечества, особенностей современной картины мира.

Преподавательская деятельность:

Светлана Владимировна Девятова читает курс лекций по философии для бакалавров факультета вычислительной математики и кибернетики, географического факультета. Читает спецкурс по теме: «Религии мира: философский анализ».

Публикации: 

С.В. Девятова ведет активную научную работу. Она имеет 130 опубликованных работ, общий объем авторского текста которых составляет около 200 п.л. Ряд этих работ издан на английском, венгерском и болгарском языках. Она является автором трех монографий и двух брошюр.

С.В. Девятова является автором учебного пособия, соавтором 13 учебных пособий для учителей, учащихся и студентов, 4 программ курсов. Учебное пособие С.В. Девятовой «Современное христианство и наука» (М.: Наука, 1994, 18 п.л.) и 9 учебных пособий, в которых она является соавтором, имеют гриф Министерства образования Российской Федерации, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию («Философия и методология науки», I издания - M.: 1994. SvR, и II издание - Аспект Пресс, М.: 1996. 

Некоторые работы С.В.Девятовой:

  1. Критический анализ современных теологических интерпретаций эволюции органической природы и антропогенеза. Канд. дисс., 1987.
  2. Естествознание и современное христианство. М., 1990.
  3. Отношение религии к науке // Человек и общество. М., 1991.
  4. Верю, чтобы знать. М., 1992.
  5. Современное христианство и наука. Докт. Дисс., 1993.
  6. Современное христианство и наука. М.: Наука, 1994.
  7. Творец, творение и наука // О первоначалах мира в науке и теологии. СПб., 1993.
  8. Религия и наука: шаг к примирению? М., 1993.
  9. «Человек и общество. Современный мир», М.:1997.
  10. «Развитие естествознания в контексте мировой истории», М.: МНЭПУ, 1998.
  11. Христианство и наука: от конфликта к конструктивному диалогу. М.: МНЭПУ, 1999.
  12. Культурология. [В соавт.]. М.: Народный учитель, 2002.
  13. Путь к истине. [В соавт.]. М.: НП «III тысячелетие», 2002.
  14. Концепции естествознания: Вопросы и ответы: Учеб. пособие / С.В. Девятова, В.И. Купцов.- М.: МНЭПУ, 2003.- 159 с.
  15. «Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы ХХI века» .[В соавт.] СПб.: Алетейя, 2009.
  16. Обществознание. [В соавт.] М.: Юрайт, 2017
  17. Философия и методология науки. [В соавт.]. М.: Юрайт, 2018.

 

Карьера:

  • 1983 г. – выпускница философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
  • 1987 г. – кандидат философских наук.
  • с 1987 г. – сотрудница кафедры философии естественных факультетов МГУ в должности старшего преподавателя, доцента, профессора.
  • 1993 г. – доктор философских наук.
  • 2004 г. – профессор.

 

В 1997 и 1999 гг. по приглашению оргкомитета участвовала в работе международных конференций по теме «Религия и наука» в Оксфорде (Великобритания). В 2000 г. по приглашению Оргкомитета выступала с докладом по теме «Современное христианство и наука» на юбилейном международном конгрессе «III тысячелетие. Итоги века. Взгляд в будущее» (Эйлат, Израиль). В 2001 г. С. В. Девятова участвовала в организации Всероссийского конкурса школьных и студенческих работ «Христианство: история и современность», проводимого Министерством образования РФ. С.В. Девятова принимала участие во многих научных конференциях, в том числе в 11 международных конференциях и конгрессах. Учителя и ученики: С.В. Девятовой подготовлены три кандидата наук.