Ященко Александр Семёнович

Ященко Александр Семёнович — русский юрист, правовед, философ, библиограф.

24 февраля/8 марта 1877 (Ставрополь) — 10 июня 1934 (Берлин)

 

Первоначально поступил на математический факультет Московского университета, затем перевёлся на юридический, по окончании которого был оставлен на кафедре международного права для подготовки к профессорскому званию. С целью завершения магистерской диссертации два года (1905-1907) находился в научной командировке за границей.

1900: Окончил юридический факультет Московского университета.

С 1907 года: Работал приват-доцентом Московского университета. 

С 1909 года: Работал экстраординарным профессор Юрьевского университета по кафедре энциклопедии и философии права.

1913: В Московском университете защитил докторскую диссертацию "Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства".

С 1913 года: Являлся профессором Петербургского университета. В 1917-1918 годах был профессором Пермского университета.

 

Весной 1918 г. в составе советской делегации в качестве эксперта по международному праву выехал в Берлин. В Советскую Россию вернуться отказался. С 1920 г. участвует в политической группе В.Б. Станкевича "Мир и труд". Один из организаторов и член правления берлинского "Дома искусств" (1921-1923). Редактор журналов: "Русская книга" (1921), "Вестник русского книжного рынка" (1921-1923), "Новая русская книга" (1922-1923), "Научная жизнь" (1923), приложение "Иностранная жизнь" (1924) к газете "Накануне". Соредактор журнала "Вестник самообразования" (1922-1924). Член берлинского Союза русских писателей и журналистов. С осени 1924 г. Ященко жил в Литве, был профессором и заведующим кафедрой международного права юридического факультета Каунасского университета. В начале 1930-х гг. возвратился в Берлин.

Ященко - автор многочисленных работ по теории права и государства, в которых он попытался развить отдельные положения философии всеединства В.С. Соловьёва и создать на их основе некую универсальную синтетическую теорию права. Предлагаемый им синтез многомерен и включает в себя гармоничное соединение индивидуальной свободы и общественного блага, внутреннего психического переживания права и его внешней принудительности, права и религии, права и нравственности, права и закона. Противоречия между различными гранями права снимаются в Абсолюте, где религия, нравственность и право представляют собой элементы органического единства универсального мирового бытия, пронизывающего всю общественную жизнь. Право есть своего рода низшая эмпирическая ступень религиозно-этического миропорядка. В праве нравственность, религия и сама зримая Церковь Христова получают "внешнюю принудительную охрану", что позволило Ященко (вслед за В.С. Соловьёвым) определить право как "принудительный минимум добра". Будучи сторонником естественно-правовой теории, традиционно предполагающей дуализм права и закона (законодательства), Ященко, тем не менее, выступает за монистическое понимание позитивного и естественного права. По его убеждению, между правом естественным и позитивным нет и не может быть противоречий, так как это две стороны одного единого права. Естественное право - это, во-первых, рациональный срез права позитивного и, во-вторых, - закон, отражающий существование единого природно-божественного универсума, частью которого является сам человек. Мера соотношения индивидуального и коллективного, права и нравственности, права и религии, права и закона отыскивается, по Ященко, на пути "религиозного творчества" и постепенного перехода от "зримой" части Церкви Христовой к её "незримой" части. Иначе говоря, "синтетическое понимание права", базирующееся на религиозно-онтологическом монизме, предполагает, в конечном счёте, воцерковление в той или иной форме политико-правовых институтов, подчинение их христианским догматам.

Ященко подготовил уникальную в своём роде рукопись "Русская библиография по философии и религии с начала письменности и по наши дни" (около 100 печатных листов), судьба которой неизвестна.

Сочинения:

  • Социальные задачи международного права. СПб., 1911;
  • Новая теория государственного права. СПб., 1911;
  • Роль России в сближении Востока и Запада. 1912;
  • Русская библиография по истории древней философии. Юрьев, 1915;
  • Русские интересы в Малой Азии. М., 1916;
  • Какие национальные требования справедливы? Пг., 1917;
  • Что такое федеративная республика и желательна ли она для России. М., 1917;
  • Русская политическая литература за границей // Русская книга. Берлин, 1921. № 5;
  • О новых путях и «новом» искусстве // Новая Русская Книга. Берлин, 1922. № 3;
  • Философия права Владимира Соловьёва. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб, 1999.

Литература:

  • Флейшман Л., Хьюз Р., Раевская-Хьюз О. Русский Берлин 1921-1923. Париж, 1983. С. 9-13;
  • Ященко А.С. // Философы России Х1Х-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды / Редкол.: П.В. Алексеев и др. М., 1995. С. 700;
  • Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж - М., 1996;
  • Альбов А.П. Ященко - идея синтеза в праве // Ященко А.С. Философия права Владимира Соловьёва. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб, 1999;
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий М., 2001. С. 236, 912;
  • Жуков В.Н. Русская философия права: Естественно-правовая школа первой половины XX века. М., 2001.