Момджян Карен Хачикович

Должность: 
Заведующий кафедрой

Родился в Ереване. В 1971 окончил философский факультет МГУ, в 1974 – аспирантуру того же факультета. С тех пор работает на философском факультете МГУ: в должности ассистента, старшего преподавателя, доцента, профессора; с 1989 – заведующий кафедрой социальной философии. Кандидатская диссертация – «Анализ теории социокультурных суперсистем в философско-исторической концепции П.Сорокина» (1975); докторская диссертация – «Концептуальная природа исторического материализма: актуальные проблемы исследования» (1989). Под редакцией М. вышла коллективная монография «Общество как предмет социально-философского исследования» (М., 1987). Он является редактором материалов всесоюзной конференции «Социальная философия в конце ХХ века» (М., 1991).

Основные темы исследования М.: методологические проблемы обществознания, специфика социально-философского познания общества; субстанциальная специфика социума; социально-философская концепция деятельности; принципы структурно-функционального анализа социальных систем; проблемы философии истории и историософии России; современная интерпретация социальной философии К. Маркса. М. развивает идею деятельностного подхода к социальной реальности, рассматривая все формообразования социума как модусы и атрибуты субстанции деятельности. Им разрабатывается концепция общества как организационной формы самодостаточной деятельности людей, предложена многоуровневая модель социальной системы, в основе которой лежит типология необходимых форм деятельности. Особое внимание М. уделяет проблемам природы социально-философского познания: им предложена модель «бинарной» философско-социологической теории, предпринята попытка систематизации социально-философских категорий, рефлексивного изложения социальной философии. Методом восхождения от абстрактного к конкретному. М. исследует причины возникшего в современной соц. теории «кризиса фрагментации», который проявляется в беспрецедентном разбросе мнений о природе социальной реальности и способах ее философского и социологического постижения. В отличие от исследователей, считающих подобное состояние естественным и неизбежным, М. ищет пути построения интегральной социальной теории, основанной на принципах взаимодополнения идей, которые несовместимы лишь в случае их концептуальной абсолютизации. М. разрабатывается многоуровневая система философско-социологического знания, в рамках которой возможно неэклектическое сосуществование и взаимодействие рефлективных и валюативных парадигм познания, позиций «методологического коллективизма» и «методологического индивидуализма», универсалистских и сингуляристских трактовок общества; социоцентризма и антропоцентризма, концепций структурности и структурации, морфостазиса и морфогенеза, монистического и плюралистического подхода к детерминантам и доминантам социального процесса и т.д.

М. – один из победителей открытого конкурса «Гуманитарное образование в высшей школе», проведенного в 1992-1993 гг. Государственным комитетом по высшему образованию и Международным фондом «Культурная инициатива» (учебное пособие «Социум. Общество. История»).